суббота, 4 января 2014 г.

Все граждане России слышали о бюро технической инвентаризации, БТИ, но далеко не все граждане знают что такое БТИ, или имеют о БТИ весьма мутное представление, навеянное СМИ.
Представление граждан о БТИ обычно связано с очередями за различными документами и справками о постройках. С одной стороны многочисленных "единых окон" стоят посетители-граждане, а с другой стороны окон работают исполнители- специалисты БТИ.
Сохранить позитив и оптимизм по обе стороны окошек непросто, а породить негатив и пессимизм легко.

Для приращений позитива и сокращений негатива, дирекция АНО БТИ подготовила данную небольшую публикацию, по мере возможности в популярном изложении, о трех главных заблуждения относительно БТИ, а также о месте и роли БТИ в обществе и государстве.


1.БТИ - это звучит непонятно.

Что такое БТИ?
В больших городах это организации с численностью работающих до тысячи человек и более (Москва, Петербург), а в малых городках, БТИ может быть и отделом жилкомхоза с численность до 5 человек работающих, и отделением Федерального БТИ с такой же численностью. В крупных городах вы можете встретить и муниципальное БТИ (МУП БТИ), юрлицо, с численностью работающих от 10 до 800 чел., и филиалы федерального БТИ (ФГУП БТИ) или государственного БТИ (ГУП БТИ), которые не имеют статуса юрлиц, но с численностью работающих до 500 чел.
За аббревиатурой БТИ может скрываться и отдел филиала, и цех коммунального предприятия, и филиал, и представительство, и юридическое лицо.
Таким образом, в понимании сторонних лиц, БТИ вполне может восприниматься как структурное образование, не имеющее строгой определённой оргформы.
И это соответствует действительности, так как за БТИ может стоять и отдел местной администрации из трех человек, и государственное унитарное предприятие с численностью работающих около трех тысяч чел. (МособлБТИ), и филиал ФГУП БТИ с численностью работающих более двух тысяч чел. (БТИ Красноярского края).
Вполне твердо можно утверждать, что БТИ, как единой формализованной административной структуры, в России ныне уже нет. Административную структуру просто уничтожили как институт еще в конце прошлого века. Но осталось неизбывное и неуничтожимое, а именно система БТИ, т.е. система функций, потребность в которых неизбывна по экономическим причинам. И остались структурно разрозненные исполнители этих функций. Разрозненные в такой же мере, в какой мере разрознены между собой уровни Власти (федералы-регионалы-муниципалы).

Есть ли у специалистов БТИ достаточные основания говорить об единстве БТИ как системы, в отсутствии административно регулируемой структуры? Для ответа на этот вопрос есть смысл рассмотреть основные заблуждения граждан о роли и месте БТИ, а также рассмотреть роль и место БТИ в любой экономической системе.


1.1. Заблуждение №1

Самое распространенное заблуждение о роли и месте БТИ в том, что граждане считают БТИ некой "конторой", в которой работают чиновники или даже госслужащие. Подобное представление активно формируется прессой и всеми прочими СМИ при вольном или невольном содействии органов управления, в популистских целях и с целью отвода части критики в свой адрес отсылками на плохую работу БТИ.
БТИ в этом случае выступает в роли козлика, или в роли клапана для выпуска части общественного пара.
Между тем БТИ, за редким исключением, - это унитарное предприятие (УП), т.е. коммерческая структура, сама зарабатывающая себе на хлеб и прочие нужды, без каких-либо дотаций из бюджета. Учредитель БТИ (органы власти), получающий услуги и продукцию от созданного им БТИ, должен бы платить БТИ за эти работы как и все прочие заказчики и пользователи услуг. Но так как единственным органом управления УП является руководитель БТИ, назначаемый учредителем и полностью зависящий от учредителя, то учредитель не спешит оплачивать исполнение своих заказов, а зачастую и просто не делает этого, забывая о том, что в БТИ, кроме руководителя, есть еще и работники, справедливо требующие оплату своего труда. При этом основные специалисты БТИ ("исполнители"), работают на условиях сдельно-премиальной системы оплаты труда.
БТИ иных оргформ, в т.ч. функционирующих в форме учреждений, в России не более двух десятков из более чем 2000 тыс. элементарных структурных образований, с общей численность работающих порядка 38 тыс. человек. Но даже и БТИ в форме учреждений вынуждены существовать за счет доходов от своей деятельности, а не за счет бюджетного финансирования, которое существует лишь номинально.
Если принять во внимание численность служащих в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ ФКП РР, (далее просто ФКП), которая перевалила за 50 тысяч чел1., то 38 тысяч сдельщиков - это заметно меньше чем 50 тысяч бюджетников.

Работников с повременной оплатой труда в БТИ, в т.ч. в учреждениях БТИ, не так уж и много, максимум процентов 40%: это руководство, бухгалтерия, архивисты и обслуживающий технический персонал (программисты, водители МОП). Остальные работники все на сдельно-премиальной системе оплаты труда.
Отличие БТИ от "конторы" в том, что контора создается и функционирует на основе закона, со своей законной конторской функцией, а БТИ создается "уполномоченным органом" соответствующего уровня управления (федеральный, субъектов РФ, муниципальный) для выполнения тех функций управления, которые не относятся к "царским" и требуют определённых технических знаний и опыта.
Закон позволял и позволят органам управления выступать учредителями организаций с передачей этим организациям части своих технических функций не имеющих властного характера.
Федеральный учредитель может передавать своему БТИ (ФГУП) свои федеральные технические функции. Соответственно, региональный учредитель (Субъект РФ) может передать своему БТИ (ГУП БТИ) только свои технические функции, а муниципальный учредитель может передать своему муниципальному БТИ только свои технические функции.
Принцип один: нельзя передавать своему БТИ чужие функции, если закон или договор между учредителями не предусматривает иного.
Так, федеральный учредитель не вправе передавать своему ФГУП БТИ функции муниципального уровня, т.к. это чужие функции. Но ныне этот принцип соблюдается однобоко, снизу вверх, тогда как федерал наделяет ФГУП любыми полномочиями, а муниципал с трудом создает БТИ (нет средств для формирования уставного капитала), и нет интереса тратиться на структуру, которая будет бесплатно обслуживать десятки организаций.
Естественно, наделяя ФГУП БТИ чужими и иными доходными полномочиями, и лоббируя ему в ущерб интересам ГУП И МУП БТИ, Федеральный учредитель и курирующие ведомства (Росреестр) требуют от ФГУП повышенной отдачи в свою пользу, т.е. бесплатного исполнения федеральных работ и заказов, со всеми вытекающими из этого последствиями.


1.2. Заблуждение №2

Вторым заблуждением относительно БТИ является представление о том, что это некий орган управления, чуть-ли не государственного уровня, который может принимать важные управленческие решения.
Это не так: БТИ не принимает решений выходящих за рамки уставных полномочий. А по Закону (о местном самоуправлении, а также антимонопольное законодательство, КОАП и др.) орган власти, как учредитель, не вправе наделять создаваемые им коммерческие структуры, в т.ч. БТИ, властными полномочиями, но может передавать им те функции технического контроля и учета, которые указаны в Законе.
Будучи на своем месте, БТИ выполняет роль некоего "фотографа фактов", вернее сказать роль инвентаризатора и регистратора владений2.
Так как факты, подлежащие техническому контролю БТИ, связаны с строениями и сооружениями в границах участка для их обслуживания, то основные специалисты (инженеры-инвентаризаторы, техники-инвентаризаторы, замерщики) - это строители и специалисты по эксплуатации строений и сооружений. Соответственно, они должны иметь опыт и знания в смежных областях деятельности (геодезия, экономика, информатика и др.).
Изготовление технических паспортов владений и строений производится каждым инвентаризаторов комплексно, от начала до конца, по всем разделам паспорта (наличие, состав, местоположение, техническое состояние, стоимость и принадлежность). Специализации по заполнению разделов паспортов специалистами соответствующего профиля в БТИ пока нет, т.е. исполнитель должен комплексно владеть всеми вопросами по заполнению паспорта, а не только каким-то одним специализированным делом и разделом.
Изготовленные паспорта являются служебными документами и подшиваются в инвентарное дело, которое ведется по каждому владению, а инвентарные дела (проще говоря, папки с документами) хранятся в так называемых "архивах", а точнее в хранилищах документов служебного пользования.
Так как реестровые книги БТИ ("реестры", "регистры") составляются на основе Технических паспортов, то можно утверждать, что любая справка БТИ- это выписка из технического паспорта.
Эти выписки и выборки информации готовятся специалистами узкого профиля: правоведами в части прав и обязательств, статистиками в части учета, администраторами в части налоговых и социальных вопросов, и т.д.

Так как не все БТИ имеют достаточный фронт работ, соответствующую численность, доходы и специализацию, то во многих БТИ инженеры-инвентаризаторы, в т.ч. руководители БТИ, вынуждены наряду со своими функциями выполнять функции и архивариусов, и статистиков, и правоведов, и администраторов.
Образно можно сказать так, что продукция БТИ - это технические паспорта, а хранилище документов - это склад готовой продукции. Копии единиц продукции, или копии частей продукции ("Справки БТИ") являются своего рода "фотографиями" отдельных фактов или явлений, связанных с строениями и сооружениями в границах владений.
Деятельность БТИ вообще не касается деятельности граждан, так как предметом труда БТИ являются единицы технического учета, а не оказание услуг гражданам. Так что если кто-то идет в БТИ за "фотографиями" - значит это им нужно. БТИ это нужно постольку, поскольку приносит доход.
Структура доходов колеблется. Так, в период до 1990 г., 100% дохода БТИ были от выполнения работ по технической инвентаризации, тогда как ныне доходы от работ по технической инвентаризации составляют не более 40%. При этом если до 1990 г. доходы от госзаказов составляли порядка 60%, то ныне госзаказы приносят не более 30% доходов ГУП и МУП БТИ (у ФГУП несколько иная структура доходов) . Естественно, чем выше уровень учреждения (ФГУП, ГУП, МУП), тем выше доля госзаказа в доходах, и никакими "торгами" и "госзакупками" эту ситуацию не исправишь. В этой связи получение государственных заказов для кадастровых инженеров как предпринимателей весьма проблемно, но не исключено, если он "накатает" пути отката.

Цели технического учета, цели инвентаризации и регистрации, и перечень учетных показателей утверждаются органом управления и в интересах этого органа. Даже формы Технического паспорта, как и любые документальные формы, утверждаются не БТИ, а органами управления.
Роль и место БТИ как исполнителя Уставных функций утвержденных учредителем можно подчеркнуть еще и тем, что даже тарифы на работы и услуги утверждаются не БТИ, как коммерческой структурой, а учредителем, по согласованию с некими "уполномоченными органами".
Унитарное БТИ, хоть и является коммерческой структурой, но не вправе выполнять виды деятельности не указанные в Уставе.
Таким образом, представление о том, что БТИ принимает какие-то властные решения столь же ошибочно, как и представление о "конторе БТИ". Конечно, в отдельных случаях специалисту БТИ хочется показать себя как фигуру весьма значимую, и он начинает принимать вид важного начальника. Но это так, от надоевшей и набившей оскомину ежедневной рутинной работы.
И лишь совсем уж в неприглядных и редких случаях отдельные работники БТИ могут сознательно превышать свои полномочия, надевая вместо защитной строительной каски милицейскую фуражку.


1.3. Заблуждение №3

Третьим важным заблуждением относительно БТИ, взаимосвязанным с двумя предыдущими, является представление о БТИ как о некой "всеохватной" структуре, деятельность которой распространяется на строения и сооружения всех сфер экономики, начиная от добывающих отраслей и заканчивая культурой археологических раскопок.
В подтверждение этих слов можно привести факты заказов и поручений БТИ по проведению технической инвентаризации объектов, о которых специалисты БТИ не имеют понятия, не должно иметь понятий и не способны профессионально проводить их техническую инвентаризацию.
Например, в начале этого века (2001-2004 гг), Федеральному БТИ было поручено проведение технической инвентаризации и регистрации объектов РЖД и РАО ЕЭС.
Не секрет, что БТИ РФ создавались для инвентаризации имущества местных Советов. Проще говоря, для инвентаризации коммунального имущества. Вплоть до 2004 года БТИ РФ функционировали в системе жилищно-коммунального хозяйства. И только позиция Госстроя РФ, и его последующая ликвидация, создали условия для вывода одной трети всех БТИ РФ из ведения муниципалитетов в ведение МЭР РФ. Именно на базе этих МУП БТИ, в период с 2000 по 2004 год, и было создано Федеральное БТИ (ФГУП БТИ).
Понятно, что проведение технической инвентаризации объектов РЖД и РАО ЕЭС было не по профилю деятельности, ни по силам ФГУП БТИ, ГУП БТИ и МУП БТИ.
Но кому-то это было надо, и ФГУП БТИ выполнило "техинвентаризацию" и РЖД, и РАЭ ЕЭС, и объектов Газпрома, и других объектов, о специфике эксплуатации которых специалисты БТИ не знают даже понаслышке (нефтепроводы, дюкеры, ВПП аэродромов и др.).
Надо было. И "выполнили". На бумаге. Без периодичности, и без выхода в натуру проведения работ. Выходы наверное были, но ради любопытства. Зачем было выходить на инвентаризацию путей, если специалист БТИ едва-ли отличит левосторонний стрелочный перевод от правостороннего…

Между тем, и в системе РЖД, и в системе РАО ЕЭС, имелись и имеются свои специализированные структуры и высокопрофессиональные специалисты по проведению технической инвентаризации отраслевых объектов. В РЖД это бывшее Управление инвентаризации основных средств ЖД и его структурные подразделения, а в системе РАО ЕЭС - это Главтехэнерго и его территориальные структуры.
Если вспомнить, что нормы и правила технической инвентаризации являются частью правил технической эксплуатации, то станет понятным и очевидным, что в каждой отрасли народного хозяйства, начиная от добывающих отраслей и заканчивая культурой археологических раскопок, были, есть и будут свои технические инвентаризаторы, со своей предметной спецификой работы, со своим опытом и своими традициями.
Не буду нагружать вас перечислением нормативных документов о деятельности отраслевых технических инвентаризаторов (ОТИ), но напомню, что даже ныне, в период стимулируемого бесхозной властью полураспада империи, инвентаризацию лесов России проводит Управление инвентаризации лесов, а инвентаризацию сельхозземель проводят многоопытные специализированные лаборатории Минсельхоза, которые столь же далеки от инвентаризации строений и сооружений, как специалисты БТИ далеки от инвентаризации сельхозугодий.
В этой связи будет нелишним обратить внимание специалистов БТИ, что нормы технической инвентаризации основных средств ЖКХ, на заре зарождения БТИ в конце 30-х годов прошлого века, переписывались с учебников и инструкций МПС по технической инвентаризации Железных Дорог, разработанных еще при батюшке-царе, в середине 19 века. Более того, учебник по технической инвентаризации железных дорог (автор Пестряков), издания конца 40-х годов, лег в основу многих технических новаций и правил БТИ системы ЖКХ.
Так что инвентаризация объектов РЖД силами БТИ системы ЖКХ не вызывает сомнений в качестве результатов только у очень доверчивых граждан.

Таким образом, БТИ РФ, которые 21 мая 2012 г. будут отмечать свое 85-летие - это специализированные организации не по владениям "вообще", а по владениям в конкретной отрасли экономики, а именно в системе ЖКХ. Говорить о системе БТИ есть столь же оснований, сколь есть оснований говорить о системе ЖКХ: административно формализованной структуры ЖКХ нет, а система ЖКХ есть. Структурными элементами такой системы являются административно разрозненные элементы, связи между которыми носят чисто профессиональный предметный характер.
То обстоятельство, что Минэкономразвития РФ на текущем этапе получило контроль над деятельностью ФГУП БТИ РФ и стало "ведать" этой структурой, - это временное явление.
Временное, так как в каждой специализированной отрасли были, есть и будут свои ОТИ. О каких ОТИ можно говорить в системе МЭР РФ и Росреестра? Наверное об ОТИ в образе СРО кадастровых инженеров, к чему медленно и верно идет дело. Естественно, членство в СРО КИ будет обязательным. И естественно, что это будут не саморегулирулируемые организации, а организации, регулируемые приказами федеральных ведомств.
Этот факт ныне замалчивается и глушится чтобы не оттенять очевидную глупость попыток создания универсального "Государственного кадастра недвижимости", ГКН, беспредметного и бесцельного в профессиональном плане, но весьма удобного для распила средств, выделяемых на его создание и ведение.

Нет сомнений, что существование структуры и системы организации БТИ РФ в сфере ЖКХ, также как и возрождение системы ОТИ в сфере лесного хозяйства и сельского хозяйства России, идет вразрез с ведомственными интересами МЭР РФ и стоящими за ним лиц и структур.



1 Общая численность Росреестра, с ФКП и Управлением Геодезии и Роскартографии, превышает 110 тыс. человек, хотя называют и цифру 80 тыс. чел (без геодезии и картографии). Точные цифры о численности скрыты туманом, но численность центрального аппарата Росреестра, без уборщиц и сторожей, составляет 750 чел.

2 Понятие "ВЛАДЕНИЕ" (домовладение, землевладение)- это из области ЖКХ, а вернее из области технической инвентаризации. Владение, как физическое господство над вещью, имеет форму не только сказуемого, но и форму подлежащего. Конкретно, в области технической инвентаризации, под "владением" понимается совокупность строений и сооружений, связанных общим служебным и хозяйственным назначением. Термин "Владение" в этом контексте ничем не отличается от понятия упорядоченной сложной вещи (см. ст. 135 ГК РФ, "Главная вещь и принадлежность"). Если первое место в совокупности из строений и земельного участка отведено совокупности строений, то имеем домовладение (или просто владение). А если не первом месте стоит участок, и речь идет об участке со строениями на нем, то имеем землевладение. В частности, объект незавершенного строительства есть ничто иное как участок недр вместе с поверхностью, обремененный обязательством по возведению проектной совокупности строений и сооружений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий