понедельник, 6 января 2014 г.

Земельного кодекса РСФСР 1922 года, предусматривал утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков "(статья 179)" 2012 год

Считая, что у администрации отсутствовали права на предоставление в аренду товариществу земельного участка, расположенного в границах земельного участка площадью 7,6 га, отведенного Министерству внешней торговли СССР Распоряжением Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1968 N 649, являющегося федеральной собственностью, агентство обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в период отведения земельного участка Министерству внешней торговли СССР земельные отношения регулировались нормами Земельного кодекса РСФСР 1922 г.
Порядок производства дел по землеустройству, установленный положениями главы третьей Земельного кодекса РСФСР 1922 года, предусматривал утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков (статья 179). Составление проекта землеустройства заключалось в подробном и точном указании мест отвода земель участникам землеустройства с изображением отвода земель на проектном плане землеустройства (статья 186).
Составленный проект землеустройства предъявлялся сторонам на плане и в натуре с составлением особого протокола (статья 187). Исполнение проекта землеустройства состояло в укреплении проектированных на местности границ землепользовании постоянными межевыми знаками, если таковое укрепление не было произведено при предъявлении проекта (статья 190). Правильно исполненный проект землеустройства окончательно должен был утверждаться землеустроительным учреждением. При этом в постановлении об окончательном утверждении исполненного проекта землеустройства должно быть обозначено, в том числе, какие земли (по их роду, количеству, местоположению и границам), кому и для какой надобности отводятся (статья 191).
Нормы законодательства, действовавшего на момент предоставления земельного участка, признавали объектом земельных и иных правоотношений как земельные участки, границы которых были определены и на местности, и документально, так и земельные участки, документальная индивидуализация которых не была связана с установлением границ на местности. Документальная индивидуализация земельных участков допускалась без определения его границ посредством указания в решении о предоставлении земельного участка его местоположения и площади.
Приняв во внимание положения статей 157, 166, 168, 179, 184, 186, 187, 190, 191 Земельного кодекса РСФСР 1922 года, который действовал в момент принятия распоряжения Исполкома от 02.04.1968 N 649, отвод спорного земельного участка должен был производиться по результатам землеустройства, при проведении которого предусматривалась государственная запись образованного землепользования (земельная регистрация) и выдача участникам землеустройства надлежаще удостоверенных документов, в которых в том числе содержатся сведения о границах и местоположении земельного участка, а также о наименовании и составе землепользователей.
Согласно положениям статьи 193 Земельного кодекса РСФСР 1922 года все иные документы, составленные помимо землеустроительных учреждений или надлежаще ими не удостоверенные, признаются недействительными и не могут служить доказательствами закономерности происходящего по ним землепользования.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении земельного участка площадью 7,6 га в установленном на тот момент порядке были проведены соответствующие землеустроительные работы. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих осуществление фактических действий по отводу земельного участка, в материалах дела также не имеется.
В материалах дела имеется сообщение от 18.01.1983 Исполнительного комитета Совета народных депутатов Московской области в адрес директора пансионата "Асаково" Министерства внешней торговли о включении в план работ по выдаче Государственного Акта на право пользования землей на 1982 - 1983 гг. Однако доказательств оформления уполномоченным органом Государственного Акта в материалы дела не представлено, также как из указанного сообщения не следует, какой площадью земельный участок подлежал формированию.
Также установлено, что земельный участок, отведенный Министерству внешних экономических связей в размере 7,6 га не существует как объект земельных отношений в соответствии со статьей 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), межевание земельного участка не производилось, поворотные точки и координаты дирекционных углов не установлены, на кадастровый учет данный объект также не поставлен.
Предоставленные в материалы дела акт установления границ земельного участка площадью 101 800 кв. м и план земельного участка площадью 137 940 кв. м, составленные землеустроительной фирмой в 2003 году, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку они не утверждены органом местного самоуправления в установленном порядке.
Таким образом, в соответствии со статьей 65 АПК РФ агентством не представлены документы, подтверждающие, что земельный участок площадью 7,6 га сформирован как объект недвижимости, и свидетельствующие, что проведено установление его границ на местности, то есть проведены работы по индивидуализации и описанию земельного участка, позволяющие выделить его из других земельных участков. Также не представлены доказательства, подтверждающие, что земельный участок площадью 5,0 га, с кадастровым номером 50:12:0060109:24, переданный в аренду товариществу находится в границах земельного участка площадью 7,6 га.
 
______________________________________________________________________
 
 ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. по делу N А41-5436/11

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Воробьевой И.О., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации - Семякина Г.Н. (представителя по доверенности от 19.12.2012 N исх-01-9857),
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Поповой П.О. (представителя по доверенности от 12.12.2012 N ОД-16/58443)
от Администрации Мытищинского муниципального района Московской области - Боровой Е.В. (представителя по доверенности от 05.02.2013 N 18-ДВ),
от дачного некоммерческого товарищества "Лагуна" - Шостака А.Н. (представителя по доверенности от 221.11.2012 N 21-Л),
от федерального казенного учреждения "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации - Головиной Е.И. (представителя по доверенности от 27.08.2012 N 11), Козеля О.А. (представителя по доверенности от 10.10.2012), Лутковской Т.Н. (представителя по доверенности от 16.04.2013 N 33),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 по делу N А41-5436/11, принятое судьей Васильевой Е.В.,

установил:

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Мытищинского муниципального района Московской области (далее - администрация) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060109:24, общей площадью 5,0 га, расположенный по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование сельское поселение Федоскинское, деревня Аксаково.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют дачное некоммерческое товарищество "Лагуна" (далее - товарищество), федеральное казенное учреждение "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - учреждение, ДНТ "Лагуна"), Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе агентство просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представители ФСИН России, агентства и учреждения в судебных заседаниях поддержали доводы апелляционной жалобы ФСИН России.
Представители агентства, ФСИН России и учреждения в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы агентства.
Представители администрации и товарищества в судебных заседаниях против доводов апелляционных жалоб возражали по доводам, изложенным в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, выслушав явившихся в судебные заседания представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Пунктом 1 распоряжения Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1968 N 649 (далее - распоряжение Исполкома от 02.04.1968 N 649, распоряжение) Министерству внешней торговли СССР отведен земельный участок площадью 4,14 га под строительство пансионата на 500 мест и участок 7,6 га под организацию пляжа и устройство парка, зоны отдыха за счет земель Краснополянской птицефабрики в районе села Аксаково на Пяловском водохранилище. Распоряжением у Краснополянской птицефабрики изъят земельный участок площадью 11,7 га в связи с отводом его под застройку (пункт 1).
В пункте 1 распоряжении указано на необходимость уточнения проектом границ участка, отводимого под строительство пансионата и пляжа, без права ограждения территории; в пункте 2 распоряжения - предписано просить Исполком Московского областного совета поручить Московской землеустроительной экспедиции института "Росгипрозем" произвести в установленном порядке землеустроительную подготовку по изъятию участка из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2).
В целях дальнейшей реализации проекта организации комплексной зоны группы пансионатов "Аксаково" в Мытищинском районе и в соответствии с согласованиями заинтересованных организаций и согласием Министерства внешней торговли Исполнительным комитетом Московского городского Совета депутатов трудящихся издано решение от 16.04.1984 N 903 "О строительстве пляжа и причала весельных и парусных судов группы пансионатов "Аксаково" в Мытищинском районе на Пяловском водохранилище", которым Министерству внешней торговли поручено выполнение функций заказчика на проектирование, строительство и оборудование пляжа, а также строительство причала для весельных и парусных судов в Мытищинском районе на берегу Пяловского водохранилища. Кроме того, этим решением Министерству внешней торговли в соответствии с проектным предложением разрешена организация стоянки яхт на земельном участке площадью 0,15 га в составе пляжного комплекса на берегу Пяловского водохранилища в Мытищинском районе.
Постановлением Главы администрации Мытищинского района Московской области от 29.01.1993 N 407 указано перерегистрировать Министерству внешних экономических связей Российской Федерации право пользования на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 4,16 га под размещение пансионата "Аксаково" в районе д. Аксаково.
Построенный на отведенном распоряжением Исполкома от 02.04.1968 N 649 земельном участке пансионат (федеральное государственное предприятие Пансионат "Аксаково" Министерства внешних экономических связей Российской Федерации) Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 31.05.1995 N 751-р передан в ведение Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.
Указом Президента Российской Федерации от 14.08.1996 N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням упразднен, его функции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.1996 N 1378 переданы созданному при Министерстве финансов Российской Федерации Гохрану России.
Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.02.2000 N 189-р принято Распоряжение Министерства государственного имущества Российской Федерации от 02.03.2000 N 289-р, в соответствии с которым пансионат исключен из ведения Гохрана Минфина России и передан в ведение Минюста России.
В целях обеспечения сотрудников, пенсионеров, членов их семей и работников уголовно-исполнительной системы санаторно-курортным лечением Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации 11.04.2000 издан приказ N 50 "О создании государственного учреждения "Санаторий "Аксаково" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации", которым на базе переданного из ведения Гохрана Минфина России в ведение Минюста России ФГУП "Пансионат с лечением "Аксаково", расположенного в пос. Марфино Мытищинского района Московской области, создано государственное учреждение "Санаторий "Аксаково" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ" с тем же местом дислокации.
Гохраном России и Минюстом России 18.05.2000 утвержден акт приемки-передачи ФГУП "Пансионат с лечением "Аксаково", расположенного в пос. Марфино Мытищинского района Московской области, из ведения Гохрана России при Минфине России в ведение Минюста России с закреплением имущества предприятия за Главным управлением исполнения наказаний Минюста России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.03.2005 N 317 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является правопреемником ГУИН Минюста России.
Приказом ФСИН России от 18.03.2005 N 134 ГУ "Санаторий "Аксаково" ГУИН Минюста России переименовано в федеральное государственное учреждение "Санаторий "Аксаково" Федеральной службы исполнения наказаний - ФГУ "Санаторий "Аксаково" ФСИН России.
Приказом ФСИН России от 22.04.2008 N 293 ФГУ "Санаторий "Аксаково" ФСИН России переименовано в федеральное бюджетное учреждение "Санаторий "Аксаково" ФСИН России.
В уставе ФБУ "Санаторий "Аксаково" ФСИН", утвержденного названным приказом ФСИН России, указывается, что учреждение создано приказом Главного управления исполнения наказаний Минюста России от 11.04.2000 N 50 и источником формирования имущества является имущество, переданное учреждению собственником (пункт 5.10 Устава).
Рассмотрев постановления Главы Мытищинского муниципального района от 02.03.2009 N 505 "Об утверждении ДНТ "Лагуна" акта выбора земельного участка площадью 5,0 га, расположенного в д. Аксаково, для ведения дачного хозяйства" и от 01.04.2009 N 874 "О внесении изменений в Постановление Главы Мытищинского муниципального района от 02.03.2009 N 505 и от 02.03.2009 N 504", обращение ДНТ "Лагуна" и материалы землеустроительного дела N 01/00348, Глава Мытищинского муниципального района Московской области 26.06.2009 вынес постановление N 2105, которым товариществу предоставлен земельный участок для ведения дачного хозяйства, площадью 50 000 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование сельское поселение Федоскинское, д. Аксаково (в центральной части кадастрового квартала N 50:12:0060109), в аренду на 49 лет.
Считая, что у администрации отсутствовали права на предоставление в аренду товариществу земельного участка, расположенного в границах земельного участка площадью 7,6 га, отведенного Министерству внешней торговли СССР Распоряжением Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1968 N 649, являющегося федеральной собственностью, агентство обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в период отведения земельного участка Министерству внешней торговли СССР земельные отношения регулировались нормами Земельного кодекса РСФСР 1922 г.
Порядок производства дел по землеустройству, установленный положениями главы третьей Земельного кодекса РСФСР 1922 года, предусматривал утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков (статья 179). Составление проекта землеустройства заключалось в подробном и точном указании мест отвода земель участникам землеустройства с изображением отвода земель на проектном плане землеустройства (статья 186).
Составленный проект землеустройства предъявлялся сторонам на плане и в натуре с составлением особого протокола (статья 187). Исполнение проекта землеустройства состояло в укреплении проектированных на местности границ землепользовании постоянными межевыми знаками, если таковое укрепление не было произведено при предъявлении проекта (статья 190). Правильно исполненный проект землеустройства окончательно должен был утверждаться землеустроительным учреждением. При этом в постановлении об окончательном утверждении исполненного проекта землеустройства должно быть обозначено, в том числе, какие земли (по их роду, количеству, местоположению и границам), кому и для какой надобности отводятся (статья 191).
Нормы законодательства, действовавшего на момент предоставления земельного участка, признавали объектом земельных и иных правоотношений как земельные участки, границы которых были определены и на местности, и документально, так и земельные участки, документальная индивидуализация которых не была связана с установлением границ на местности. Документальная индивидуализация земельных участков допускалась без определения его границ посредством указания в решении о предоставлении земельного участка его местоположения и площади.
Приняв во внимание положения статей 157, 166, 168, 179, 184, 186, 187, 190, 191 Земельного кодекса РСФСР 1922 года, который действовал в момент принятия распоряжения Исполкома от 02.04.1968 N 649, отвод спорного земельного участка должен был производиться по результатам землеустройства, при проведении которого предусматривалась государственная запись образованного землепользования (земельная регистрация) и выдача участникам землеустройства надлежаще удостоверенных документов, в которых в том числе содержатся сведения о границах и местоположении земельного участка, а также о наименовании и составе землепользователей.
Согласно положениям статьи 193 Земельного кодекса РСФСР 1922 года все иные документы, составленные помимо землеустроительных учреждений или надлежаще ими не удостоверенные, признаются недействительными и не могут служить доказательствами закономерности происходящего по ним землепользования.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении земельного участка площадью 7,6 га в установленном на тот момент порядке были проведены соответствующие землеустроительные работы. Каких-либо иных доказательств, подтверждающих осуществление фактических действий по отводу земельного участка, в материалах дела также не имеется.
В материалах дела имеется сообщение от 18.01.1983 Исполнительного комитета Совета народных депутатов Московской области в адрес директора пансионата "Асаково" Министерства внешней торговли о включении в план работ по выдаче Государственного Акта на право пользования землей на 1982 - 1983 гг. Однако доказательств оформления уполномоченным органом Государственного Акта в материалы дела не представлено, также как из указанного сообщения не следует, какой площадью земельный участок подлежал формированию.
Также установлено, что земельный участок, отведенный Министерству внешних экономических связей в размере 7,6 га не существует как объект земельных отношений в соответствии со статьей 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), межевание земельного участка не производилось, поворотные точки и координаты дирекционных углов не установлены, на кадастровый учет данный объект также не поставлен.
Предоставленные в материалы дела акт установления границ земельного участка площадью 101 800 кв. м и план земельного участка площадью 137 940 кв. м, составленные землеустроительной фирмой в 2003 году, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку они не утверждены органом местного самоуправления в установленном порядке.
Таким образом, в соответствии со статьей 65 АПК РФ агентством не представлены документы, подтверждающие, что земельный участок площадью 7,6 га сформирован как объект недвижимости, и свидетельствующие, что проведено установление его границ на местности, то есть проведены работы по индивидуализации и описанию земельного участка, позволяющие выделить его из других земельных участков. Также не представлены доказательства, подтверждающие, что земельный участок площадью 5,0 га, с кадастровым номером 50:12:0060109:24, переданный в аренду товариществу находится в границах земельного участка площадью 7,6 га.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено апелляционным судом, что на земельном участке площадью 5,0 га, с кадастровым номером 50:12:0060109:24, переданном в аренду товариществу, объектов недвижимости не расположено (акт осмотра от 26.06.2012), сведения о правах на объекты, находящихся на этом участке, в ЕГРП отсутствуют. Оснований для вывода о том, что на спорном земельном участке ранее находились какие-либо объекты недвижимости, из материалов дела не усматривается.
Довод ФСИН России о том, что земельный участок площадью 5,0 га (кадастровый номер 50:12:0060109:24) прилегает к зданиям учреждения, огорожен капитальным сооружением - металлическим забором, построенным на денежные средства, выделенные из федерального бюджета, и учитываемым в основных средствах учреждения как объект недвижимости, отклоняется как необоснованный с учетом упомянутого акта осмотра и иных документов, содержащихся в материалах дела. При этом наличие ограды, зафиксированной в акте осмотра и исследованной техническими специалистами, на участке не само по себе не является основанием для признания права собственности Российской Федерации на этот участок. Довод ФСИН России и учреждения о том, что спорный земельный участок "более 40 лет использовался и используется в настоящее время" учреждением для организации отдыха, отклоняется ввиду того, что каких-либо доказательств в подтверждение этого довода не представлено. На основании каких документов и обстоятельств такой довод может быть объективно подтвержден, представители лиц, участвующих в деле, пояснить затруднились.
В силу императивных норм статьи 65 АПК РФ агентство как истец должно доказать и раскрыть все доказательства в обоснование своих доводов.
Между тем доказательств обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 5,0 га, с кадастровым номером 50:12:0060109:24, равно как и на земельный участок площадью 7.6 га в материалы дела не представлено, надлежащих действий по формированию земельных участков площадью 5,0 га и площадью 7.6 га, в том числе по фактическому пользованию, учреждением, ФСИН России, агентством не предпринимались.
В связи с вопросом апелляционного суда о том, какие документы могут подтверждать возникновение права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки площадью 5,0 га и площадью 7.6 га, представитель агентства в судебном заседании 06.06.2013 пояснил, что не знает, выдавались ли государственные акты о праве постоянного (бессрочного) пользования на эти земельные участки, представить их не может, предположил, что они выдавались но были уничтожены. В материалы дела такие акты не представлялись.
Таким образом, в нарушение статьи 65 АПК РФ агентство не подтвердило заявляемые им доводы.
В материалы дела представлено межевое дело N 838 по установлению в натуре границ земельного участка с кадастровым номером 50-12-9-2-15-0, выделенного на основании распоряжения Исполкома от 02.04.1968 N 649 площадью 4,14 га под строительство пансионата на 500 мест за счет земель Краснополянской птицефабрики в районе села Аксаково на Пяловском водохранилище.
При этом соответствующие материалы межевания земельного участка площадью 7,6 га, выделенного также на основании распоряжения Исполкома от 02.04.1968 N 649, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 71 АПК РФ отклоняется представленное в материалы дела заключение N 3234/Ц по результатам исследований землеустроительных материалов земельного участка учреждения, основанные на визуальном графическом наложении границ земельных участков пансионата с лечением "Аксаково" и учреждения с границами земельных участков товарищества: как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок 7,6 га не существует как объект земельных отношений, межевание земельного участка не производилось, поворотные точки и координаты дирекционных углов не установлены, на кадастровый учет данный объект не поставлен, указана лишь площадь земельного участка и цель его отведения, необходимого документального подтверждения в отношении данного земельного участка не представлено.
В связи с этим, а также с учетом содержания ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, заявленного в суде первой инстанции и правомерно отклоненного судом, в удовлетворении заявленного в суде апелляционной инстанции ходатайства учреждения о назначении по делу судебной экспертизы для разрешения вопроса о тождественности спорного земельного участка площадью 5 га и упомянутого участка площадью 7.6 га апелляционным судом отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Предлагая в ходатайстве о назначении по делу экспертизы поставить перед экспертом вопросы о том, кто фактически занимает спорный земельный участок и кто фактически им пользуется, учреждение не указало, специалисты в какой области, должны дать ответы на эти вопросы. Что касается другого вопроса, который учреждение просило поставить перед экспертом в этом ходатайстве - о том, являются ли расположенные на спорном земельном участке объекты (спортивная площадка, линия уличного освещения и металлический забор) объектами недвижимости, то в назначении экспертизы по данному вопросу нет необходимости с учетом названного акта осмотра (на что обоснованно указал суд первой инстанции), представленных в материалы дела технических заключений и иных документов.
Как предусмотрено пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права; иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с частью 2 статьи 8 ГК РФ.
С учетом этих указаний и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности оснований возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060109:24 площадью 5,0 га, расположенный по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, муниципальное образование сельское поселение Федоскинское, деревня Аксаково.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2013 по делу N А41-5436/11 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
И.О.ВОРОБЬЕВА
С.А.КОНОВАЛОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий