N 112
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
N 1843
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 1937 года
О СОХРАНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И УЛУЧШЕНИИ
ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДАХ
Успехи
социалистической индустриализации, вызвавшие бурный рост населения в
старых городах и возникновение новых крупных промышленных центров,
обусловили резкое увеличение потребности в жилищах.
Осуществляя
жилищную политику в целях неуклонного подъема материально - бытового
уровня трудящихся, Советское государство из года в год увеличивает
вложения государственных средств в новое жилищное строительство. На 1
января 1937 года построено 54 миллиона квадратных метров жилой площади
стоимостью в двенадцать с половиной миллиардов рублей. Весь этот новый
жилищный фонд вместе с домами, конфискованными Октябрьской революцией у
капиталистических домовладельцев, является, согласно ст. 6
КонституцииСоюза ССР, государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием.
Возросший материальный и культурный уровень трудящихся требует образцового содержания государственного жилищного фонда.
Помимо этого, немало таких ЖАКТов, которые способствуют спекуляции жилой площадью.
Системы
жилищной кооперации, состоящей из многочисленных звеньев -
подрайжилсоюзы, райжилсоюзы, городские, областные (краевые) и
республиканские жилсоюзы - расходует около сорока миллионов рублей в год
на содержание аппарата союзов, но не обеспечивает должного управления и
сохранности жилищного фонда.
В
неудовлетворительном состоянии находятся жилые дома, которыми
непосредственно управляют местные советы и ведомства, а также дома,
принадлежащие жилищно - строительной кооперации.
Жилищный
фонд, построенный строительной кооперацией и обошедшийся государству в
1,5 миллиарда рублей, фактически превращен в личную собственность
отдельных членов жилищно - строительных кооперативов.
На основании
Положенияо жилищной кооперации от 19 августа 1924 года и
Положенияо мерах содействия строительству рабочих жилищ от 15 июня 1927 года жилищно - строительные кооперативы получали через Банк финансирования коммунального и жилищного строительства долгосрочные (до 60 лет) строительные ссуды в размере 80 - 90 процентов, а иногда и выше 90 процентов стоимости домов. Благодаря этому пайщики кооперации получили за счет государства квартиры в бессрочное и безвозвратное пользование и фактически превратились в привилегированных собственников жилой площади при незначительном вложении собственных средств.
На
тот же путь разбазаривания государственного жилищного фонда стали
многие государственные учреждения и промышленные предприятия, передавшие
большие государственные средства жилищно - строительной кооперации на
основании постановлений советов народных комиссаров союзных республик (
ПостановлениеСНК РСФСР от 15 ноября 1927 года и аналогичные постановления других республик), предоставивших госорганам право такого финансирования жилищно - строительной кооперации. Жилая площадь в построенных на эти средства домах опять-таки поступала в полное распоряжение квартировладельцев.
Таким
образом, вместо мобилизации средств населения для усиления жилищного
строительства, жилкооперация строила почти целиком за государственные
средства, а в то же время надлежащих прав за органами коммунального
хозяйства по использованию и управлению построенными домами не было
обеспечено.
Жилищно
- строительная кооперация из года в год увеличивала число пайщиков, не
удовлетворяя их жилплощадью. Значительная часть собранных у этих
пайщиков средств направлялась на покрытие убытков, вызванных
бесхозяйственностью в кооперативном строительстве.
а) "
Положениео жилищной кооперации", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР от 19 августа 1924 года;
б) "
Положениео фондах улучшения быта рабочих и служащих", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР 27 июня 1928 года; Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно - арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных госпредприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих" и
ПостановлениеСНК РСФСР от 15 ноября 1927 года "О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях";
в)
законы, ограничивающие права местных советов распоряжаться
освобождающейся жилплощадью и предоставляющие право заселять и
использовать жилплощадь в узко - ведомственных интересах различным
учреждениям и общественным организациям (Главное управление
исправительно - трудовых учреждений союзных республик, милиция, секции
научных работников и др.).
Действующие законы о праве застройки -
ст. ст. 156и
166Гражданского кодекса РСФСР от 31 декабря 1922 года и
ПостановлениеСНК Союза ССР от 17 апреля 1928 года "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала" - используются владельцами домов на праве застройки, особенно в дачных местностях, в целях взимания неограниченной законом квартирной платы и для спекуляции жилой площадью.
Считая
необходимым пресечь все и всяческие пути прямого и косвенного
разбазаривания государственного жилищного фонда и прекратить спекуляцию
жилой площадью, а также признавая необходимым организовать надлежащее
управление жилищным хозяйством для удовлетворения все растущих
потребностей граждан Союза ССР в культурном жилье, Центральный
Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют:
и союзов жилищно - строительной кооперации
ст. 4настоящего Постановления.
3. Дома, построенные и строящиеся жилищно - строительной кооперацией в основном за счет государственных средств, передать:
а)
в ведение местных советов, если строительство их финансировалось по
прямым кредитам Цекомбанка и местных коммунальных банков за счет
спецкапиталов;
б) в ведение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, если строительство финансировалось за счет их средств.
4. В изъятие из
ст. 3настоящего Постановления, оставить в распоряжении жилищно - строительных кооперативов построенные ими дома, если в течение 6 месяцев с момента издания настоящего Постановления эти жилищно - строительные кооперативы полностью погасят полученную от государства ссуду.
Воспретить
государственным учреждениям и предприятиям в какой бы то ни было форме
вкладывать финансовые и материальные средства, принадлежащие им, в
строительство домов и дач, осуществляемое жилищно - строительными
кооперативами.
Ликвидировать
дачно - строительные союзы и те из дачно - строительных кооперативов,
которые выстроили или строят дачи с участием государственных средств в
размере больше 50 процентов стоимости строительства.
Сохранить
дачно - строительные кооперативы, финансирование которых за счет
государственных средств составляет менее 50 процентов, при обязательном
условии выдачи кооперативом обязательства о погашении ссуды в течение 6
месяцев со дня опубликования настоящего Постановления.
Дачи,
построенные и строящиеся дачно - строительными кооперативами, с
участием банковских кредитов или средств государственных учреждений и
предприятий в размере, превышающем 50 процентов стоимости строительства,
передаются с соответствующими кредитами городским советам,
государственным учреждениям и предприятиям по принадлежности.
Предоставить
право городским советам и хозяйственным организациям оставлять дачи за
членами ликвидированных дачных кооперативов на правах личной
собственности, при условии погашения полученной ими ссуды в течение 6
месяцев, для чего члены кооперативов должны выдать городским советам,
государственным учреждениям и предприятиям соответствующие
обязательства.
При невыполнении этих условий дачи переходят в распоряжение государства.
6. Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР в месячный срок установить:
а)
порядок ликвидации жилищно - арендной кооперации и союзов жилищно -
строительной и дачно - строительной кооперации, а также жилищно -
строительных и дачно - строительных кооперативов, не удовлетворяющих
условиям, предусмотренным
ст. ст. 4и
5;
б) порядок передачи находящихся в их распоряжении домов и дач местным советам и соответствующим учреждениям и организациям;
в)
порядок и сроки расчета с пайщиками жилищно - строительной и дачной
кооперации, а также определить порядок и сроки возврата пайщикам жилищно
- строительной и дачной кооперации их паевых взносов.
Отменить
порядок закрепления за государственными учреждениями, предприятиями и
общественными организациями домов, принадлежащих местным советам. Дома
местных советов могут быть переданы ими в пользование государственных
учреждений, предприятий и общественных организаций лишь на основе
долгосрочных арендных договоров, обеспечивающих полную сохранность этих
домов.
а) непосредственное управление принадлежащим им жилищным фондом;
б)
технический и санитарный надзор, а также наблюдение и контроль за
содержанием и производством ремонта всего остального жилищного фонда,
независимо от того, в чьем ведении он находится.
2.
Допустить в отдельных наиболее крупных районах г. г. Москвы и
Ленинграда, по согласованию с Наркомхозом РСФСР, организацию вместо
одного районного двух территориальных жилищных управлений с правами
районных.
Домовое
хозяйство ведется управляющим домом на началах хозяйственного расчета, в
соответствии с хозяйственно - финансовыми планами, утверждаемыми
жилищным управлением.
а) на каждый дом с жилой площадью свыше 3000 кв. метров или с населением свыше 500 человек;
б) на небольшую группу в 3 - 5 домов, территориально смежных с общей жилой площадью от 2000 кв. метров до 3000 кв. метров;
в) на группу мелких домов (переулков, часть улицы) количеством до 10 - 15 с общей жилой площадью от 1500 до 2500 кв. метров.
а) за правильное ведение домового хозяйства;
б) за своевременный ремонт дома и надлежащее качество ремонта;
18.
Установить, что торговые и конторские помещения во всех домах города
или промышленного пункта предоставляются в пользование государственным,
общественным и кооперативным организациям, не являющимся владельцами
этих домов, исключительно по распоряжению (ордеру) жилищного управления
местного совета.
Пользование
этими помещениями во всех домах оформляется письменным договором с
управляющим домом на срок, устанавливаемый жилищным управлением отдела
коммунального хозяйства местного совета.
19.
Из поступлений арендной платы за нежилые помещения в домах местных
советов (магазины, конторы, мастерские, столовые, склады и т.п.) 5
процентов обращается в общий доход дома на расходы по его содержанию и
управлению и 95 процентов - на финансирование капитального ремонта
домов, принадлежащих местным советам, вне зависимости от того, с какого
дома получены эти доходы.
Такой
же порядок установить для домов ведомств, учреждений и предприятий с
тем, что 95 процентов средств, получаемых от арендной платы за нежилые
помещения, направляются на ремонт жилищного фонда этих учреждений,
предприятий и ведомств.
ст. ст. 12,
13,
14,
15и
16, с тем, что управляющий домом назначается руководителем соответствующего учреждения, предприятия или организации.
Обязать
наркоматы Союза ССР и союзных республик, имеющие в своем ведении
жилищный фонд в размере не менее 200 тыс. кв. метров, организовать
жилищные отделы, на которые возложить заведывание находящимся в ведении
наркомата жилищным хозяйством, составление плана жилищного строительства
и капитального ремонта домов и контроль за его выполнением.
Поручить советам народных комиссаров союзных республик в месячный срок издать положения о жилищных управлениях.
Свободные
жилые помещения в домах государственных учреждений, предприятий и
общественных организаций, а также в домах, арендованных ими,
предоставляются в пользование их работников распоряжением администрации
этих учреждений, предприятий и организаций.
24.
Право пользования жилым помещением во всех домах оформляется письменным
договором, заключаемым съемщиком с управляющим домом или с арендатором
дома, причем в договоре точно определяются права и обязанности сторон и
последствия их нарушения.
Договоры заключаются на определенный срок, но не свыше 5 лет.
25.
Пайщики жилищно - строительных кооперативов, живущие в бывших
кооперативных домах, сохраняют занимаемую ими жилую площадь, но на
началах арендного договора.
26. Предоставить:
а)
гражданам, проживающим в домах местных советов, государственных
учреждений, предприятий и общественных организаций, в том числе и в
бывших кооперативных домах, а также в домах, принадлежащих отдельным
гражданам, - преимущественное право на заключение договора на занимаемое
ими жилое помещение;
б)
гражданам, выполняющим все обязательства по договору и добросовестно
относящимся к содержанию предоставленного в их пользование жилища, -
преимущественное право возобновления договора по истечении срока его
действия.
27. Запретить в течение действия арендного договора одностороннее расторжение его и изменение условий договора.
Если
во время действия договора у съемщика образуется излишек жилой площади
против установленных жилищных норм, в виде изолированной комнаты,
местный совет или соответственно администрация государственного
учреждения, предприятия и общественной организации может использовать
этот излишек по своему усмотрению.
Установить,
что местные советы получают право использования указанных излишков
жилой площади в том лишь случае, если съемщик в течение 3 месяцев после
соответствующего предупреждения со стороны жилищного управления не
заселил по своему усмотрению образовавшегося у него излишка жилплощади.
28.
Предоставить съемщикам жилых помещений право обмена занимаемой ими
площади с другими съемщиками, со взаимной передачей прав и обязанностей
по договорам аренды, лишь с разрешения жилищного управления местного
совета или соответственно государственного учреждения, предприятия и
общественной организации, владеющих или арендующих дом.
29.
Съемщики жилых помещений и члены их семей обязаны строго соблюдать
установленные правила внутреннего распорядка в квартире, содержать
помещение в полной исправности, бережно обращаться со всеми устройствами
общего пользования и соблюдать чистоту в помещениях и местах общего
пользования.
В
случаях разрушения или порчи жилого помещения или мест общего
пользования съемщиком или членом его семьи необходимые исправления
немедленно производятся домоуправлением с отнесением всех расходов на
виновного съемщика.
30.
Установить, что договор о предоставлении жилого помещения может быть
расторгнут в судебном порядке без предоставления другого жилого
помещения лишь в следующих случаях:
а) если съемщик или члены его семьи систематически разрушают или портят жилое помещение и места общего пользования;
б)
если съемщик или члены его семьи своим поведением делают невозможным
для других жильцов совместное проживание в той же квартире или комнате;
а)
если съемщик, которому в связи с его работой предоставлено жилое
помещение в доме государственного предприятия или в арендованном этим
предприятием доме, уволен с работы;
Примечание.
Это не распространяется на работников, уволенных в связи с
инвалидностью или увечьем, и на семьи работников, призванных на
действительную службу в Рабоче - Крестьянскую Красную Армию.
б)
если съемщик, которому в связи с его работой предоставлено жилое
помещение в доме государственного учреждения или общественной
организации, либо в доме, арендованном ими, уволен по собственному
желанию или за нарушение трудовой дисциплины, либо за совершение
преступления;
в) в соответствии с
ПостановлениемЦИК и СНК Союза ССР от 21 июля 1936 г. "О порядке выселения в городах Москве, Ленинграде и Киеве из жилых домов, предназначенных к сломке и к капитальной перестройке";
17 августа 1931 г."О выселении из домов, принадлежащих органам Народного Комиссариата обороны, лиц, не состоящих в рядах Рабоче - Крестьянской Красной Армии" и от 13 февраля 1931 г. "О выселении из помещений, принадлежащих органам транспорта, посторонних транспорту лиц и о переселении работников транспорта".
32.
Во всех остальных случаях выселение жильцов из занимаемых ими помещений
может быть допущено только в судебном порядке и только с возложением на
органы, производящие выселение, обязанности предоставить выселенному
другое, годное для жилья, помещение.
33.
Отменить бронирование жилых помещений за лицами, выехавшими с семьей,
за исключением случаев выезда их на работу за границу, а также на
Дальний Восток и в Арктику. В этих случаях жилое помещение может быть
забронировано на срок до 2 лет.
(ст. ст. 156и
166Гражданского кодекса РСФСР и соответствующие статьи гражданских кодексов других союзных республик и
ПостановлениеСНК СССР от 17 апреля 1928 г. "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала").
IV
37.
Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР и советам народных
комиссаров союзных республик привести в соответствие с настоящим
Постановлением действующее законодательство.
Председатель ЦИК СССР
М.КАЛИНИН
Председатель СНК СССР
В.МОЛОТОВ
За Секретаря ЦИК СССР
Член Президиума ЦИК СССР
А.АНДРЕЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий