воскресенье, 29 марта 2015 г.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2002 года

Дело N 3-214/2002

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 3-214/2002 заявлению Прокурора г. Москвы о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 7 постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства Москвы,

установила:

Прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 7 постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства Москвы.
В обоснование требований указал, что оспариваемыми нормами устанавливается, что Московский земельный комитет в двухмесячный срок со дня подачи заявки должен оформлять в постоянное (бессрочное) пользование домовладельцев земельные участки. Действующим федеральным законодательством предусматривается, что земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиумов, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность.
Прокурор Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Правительства Москвы и Московского земельного комитета К. пояснила, что в настоящее время Правительством Москвы разрабатывается проект постановления, которым пункт 7 постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства Москвы будут признаны утратившими силу.
Выслушав заявленные требования, объяснения представителя Правительства Москвы и Московского земельного комитета исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Г., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу, что требование обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Правительством города Москвы утверждено постановление N 690 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья", названным постановлением утверждено Положение о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства Москвы.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 76 ГК Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 7 постановления устанавливается следующее: Московскому земельному комитету в двухмесячный срок со дня подачи заявки оформлять в постоянное (бессрочное) пользование домовладельцев земельные участки в нормативных размерах и договоры аренды на сверхнормативную территорию в соответствии с п. 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов (приложение 2).
Пунктом 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов устанавливается, что земельный участок кондоминиума формируется в нормативных (минимальных) размерах, необходимых для технического обслуживания зданий, вошедших в состав кондоминиума, с последующим оформлением права постоянного (бессрочного) пользования данным участком.
Таким образом, как в пункте 7 постановления Правительства Москвы N 690, так и в пункте 1.2 утвержденного им Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, предусматривается оформление кондоминиумам права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ устанавливающей, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" N 72-ФЗ от 15.06.1996 предусматривается, что в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно. Пункт 4 этой же статьи предусматривает, что передача в собственность бесплатно нормативной части земельных участков и продажа или передача в аренду сверхнормативной части земельных участков осуществляются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Таким образом, федеральным законодательством предусматривается, что земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что положения пункта 7 постановления Правительства Москвы N 690, и пункта 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, предусматривающие оформление Московским земельным комитетом земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование домовладельцев и их формирование в нормативных (минимальных) размерах, необходимых для технического обслуживания зданий, вошедших в состав кондоминиума, с последующим оформлением права постоянного (бессрочного) пользования данным участком противоречит федеральному законодательству.
Как противоречащие федеральному законодательству пункт 7 постановления Правительства Москвы N 690, и пункт 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению.
Частью 3 статьи 239.8 ГПК РСФСР предусматривается, что с момента вступления в законную силу решение суда о признании акта либо отдельной его части незаконными этот акт или его отдельная часть считаются недействующими (в ред. Федерального закона от 07.08.2000).
Действующий процессуальный закон устанавливает правило о том, что любой нормативный акт (вне зависимости от того является ли он законом или иным видом нормативного акта) либо его часть признаются недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Таким образом, пункт 7 постановления Правительства Москвы N 690, и пункт 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Постановление Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" опубликован не был, в связи с чем сообщение о принятом решении опубликованию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащими федеральному законодательству пункта 7 постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства Москвы удовлетворить.
Признать пункт 7 постановления Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" и п. 1.2 Положения о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов, утвержденного указанным положением Правительства Москвы противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.


Комментариев нет:

Отправить комментарий